Урок истории в 5 классе культура первобытных людей

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Урок «Культура первобытных людей»

Учитель Мельникова Юлия Николаевна

2010

Задачи урока: 

1) Познакомить учащихся с религиозными верованиями, со знаниями древних людей и с зарождающимся искусством; 2)Cовершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать;

3) развивать навык монологической речи

4) выразительное чтение5) воспитывать интерес к истории;

6)Развивать навык групповой работы

7) Развитие творческих способностей учащихся

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: урок – путешествие с элементами игры.

Оборудование: интерактивная доска( презентация), костер нарисованный, палка шамана, доска ( записана дата урока, тема, план, задание на урок).

Ход урока

Вступительное слово учителяУчитель приветствует ребят. Ребята, мы продолжаем знакомиться с жизнью первобытных людей. Вы уже много узнали: как и когда появился человек, какими орудиями труда овладел, знаете вы и родовых общинах первых людей. Сегодняшний урок мы посвятим изучению культуры древних людей, познакомимся с религиозными верованиями, зарождающимся искусством и знаниями первобытных людей. Запишем тему урока в тетрадь.На уроке мы будем работать по следующему плану. План ребята также записывают в тетрадь.

План

Знания первобытного человека.

Религиозные верования

Искусство первобытных людей.

Обращается внимание на новые понятия, с которыми ребята познакомятся на уроке: Религия, магия, миф.

Задание на урок: Какова роль культуры в жизни первобытных людей?

Давайте вспомним :

Как назывались группы людей связанных между собой кровным родством?

Учащиеся – род, родовая община.

Кто управлял повседневной жизнью рода?

Учащиеся – старейшина

А как принимались важные решения?

Учащиеся – на собрании взрослых мужчин и женщин.

Изучение нового материала:

Правильно ребята. Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 рода. Учащиеся создают три команды. И ваша задача на уроке принимать решения всем вместе , как это делали в родовой общине, советоваться и слушать друг друга.

Учитель: У каждого рода было предание о своем происхождении .В этих преданиях отражалось представление о неразрывной части человека с природой, кровном родстве с каким – либо животным, птицей или даже растением. Род носил имя своего прародителя, например, черепаха, кенгуру, луковица. Такого предка называют тотем.

Задание 1. Выберите тотем для своего рода, нарисуйте его ( помните что древние не вырисовывали ) придумайте название и объясните почему именно этот тотем вы выбрали( какие качества животного, птицы, растения вас привлекли) , выберите старейшину(капитана команды). На выполнение задания вам дается 3 минуты.

Слайд 2-3 картинка « Тотем» звучит музыка- бой африканских барабанов.( 3 мин)

Старейшины представляют свой род, свой тотем.

Вот мы с вами и познакомились ! А теперь, давайте узнаем какими знаниями обладали люди в глубокой древности. Откройте учебник на странице 17 и прочитаем вслух пункт первый знания древних людей. Учащиеся по очереди читают( стараюсь охватить как можно больше ).

Учитель:»Какими же знаниями обладали первобытные люди?» Учащиеся называют знания о животных, свойствах растение, простейшие медицинские знания, счет и .т.д.

Слайд 4 (записываем в тетрадь)

Знания древних людей:

А) о животных

Б) о растениях

В) медицина

Г) первые календари

Д) счет и измерения расстояния

Учитель- Первобытные люди обладали определенными знаниями об окружающем мире, но многое было для них таинственным и пугающим: ураган, дождь, гром, молния. Люди считали , что земля , вода, небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так около 200 тысяч лет назад зародилась религия. Первобытный человек пытался задобрить богов, расположить их к себе при помощи магии.Первобытный человек пытался представить , как усторен мир, каковы причины природных явлений, откуда появились люди и все , что их окружает.Из этих , как правило , фантастических объяснений и появились мифы.

Слайд 5 – запись в тетрадь определений :Религия, магия, миф.

В каждой родовой общине был человек, который умел общаться с духами.такого человека называли- шаман.Он руководил совершением специальных обрядов.Люди исполняли ритуальные танцы, произносили заклинания, поланая, что так можно отогнать злых духов и призвать на помощь добрых.

Задание 2. Старейшина выходит и вытаскивает карточку с названием обряда, который должны показать .На выбор шамана и подготовку обряда 3 минуты.

Слайд 6-7, звучит музыка, ребята готовят обряд ( об удачной охоте, излечение заболевшего сородича, о поддержании огня в очаге).Учитель контролирует процесс, подходит и помогает , наталкивает на принятие той или иной идеи. Выдает атрибуты- палка шамана и нарисованный костер.

Звучит музыка и каждая община показывает свой обряд, а 2 другие должны догадаться , что за обряд .

Учитель , мы с вами узнали о религиозных обрядах о знаниях первобытных людей. Теперь посмотрите на доску ( слайд 8-9 ) Перед вами рисунки из пещер , которые находятся на территории Испании, Италии, Франции и России. Кого изображал древний человек ? Как вы думаете что использовал человек вместо кисточки? Какие краски использовал человек?

Ответы учащихся.

Правильно для рисунков использовал минеральные краски( мел, охру, уголь) , смешанные с жиром животных .Их наносил пучком травы, шерсти, пальцем.Но очень важно что художественное творчество было тесно связано с представлениями об окружающем мире, о красоте природы. И сейчас художники изображают то , что окружает нас..И вы сами с помощью фотоаппаратов не раз фиксировали красоту заката, животных , себя на фоне природы.

Итак, подведем итог на уроке мы познакомились с культурой первобытных людей ,давайте ответим на вопрос нашего задания: Какова роль культуры в жизни первобытных людей? Ответы учащихся.

А теперь последнее испытание для ваших родовых общин

Задание 3.Слайд 10 -каждой родовой общине выдается кроссворд.

По горизонтали:

1. Одно из первых занятий первобытных людей.

По вертикали:

Одно из первых прирученных животных.

2. Орудие древнего человека.

3. Обожествление сил природы, вера в богов.

Действия и слова , якобы обладающие чудодейственными свойствами.

5. Древний каменный век.

6. «Человек прямоходящий».

7.Несколько десятков человек, связанных между собой кровным родством.

Выполнившая первой кроссворд , становиться общиной — победителем.

Проверяем все вместе правильность ответов кроссворда.

Запись домашнего задания ( параграф 3 , ответы на вопросы в конце параграфа, знать понятия) и выставление оценок.