Социальная психология семьи и семейного воспитания

Методическое указание

по проведению практического занятия № 4

по дисциплине «Социальная психология»

Подготовил преподаватель: О.Н.Вендина

Тема: «Социальная психология семьи и семейного воспитания »

Цель: Изучить социальную психологию семьи, виды семей, семейные роли, нормы и традиции, динамику формирования семейных отношений и семейные конфликты.

Оборудование:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. -М., 2000. – 264с.

2.Шпарь В.Б. Рабочая книга практического психолога.- М.2005.-672с.

Раздаточный материал: карточки с информационным материалом, тестовая методика.

В результате выполнения задания студент должен:

Иметь представление:

О семье и различия понятий «брак» и «семья», эволюции брачно-семейных отношений, Функциях семьи в обществе.

Об особенностях современной семьи и ее перспективах.

О социальной психологии семьи, мотивах вступления в брак. Статусно-ролевых и позиционных отношениях в семье.

О семейных нормах, традициях, ценностях, стабильности и качестве брака.

О семейных конфликтах, причинах распада семей.

О возрастной динамике семейных отношений..

О типах семей и семейном воспитании.

Знать:

Понятие семьи. Взаимосвязь и различие понятий «брак» и «семья».

Функции семьи в обществе. Особенности современной семьи.

Типы семей и семейного воспитания.

Уметь:

Определять проблемы семейных отношений и пути разрешения этих проблем

Задания

Задача № 1

1.Чтобы определить готовы ли вы к семейным отношениям , проведите их оценку при помощи тестовой методики.(раздаточный материал тест «Готов ли ты к браку» №1) Тестирование.

Задача № 2 (В группах)

1.Ваша группа является семьей, определите:

Вид вашей семьи и распределите социальные роли в ней.

Охарактеризуйте деятельность каждого члена в вашей семье, какие позиции в русле трансактного анализа играет каждый член семьи

Какие проблемы в становлении и развитии семейных отношений бывают

В чем отличие семьи и брака?

Какая стратегия поведения проводится по отношению к детям

Что может послужить причиной конфликтов и каким образом можно их разрешить, избежать

Какие правила поведения в конфликте вы знаете?

Задача № 3

1.Самостоятельно запишите выводы по опорной схеме у себя в тетради.

(раздаточный материал задание №3). Задание: «Самостоятельная работа по опорной схеме».

Указания по выполнению задания

Студенты, используя раздаточный материал должны определить свою готовность к семейным отношениям.

Студенты, должны (по раздаточному материалу) прочитать данный материал и определить, работая в группах тип своей семьи, проблемы в становлении и развитии семейных отношений ,

отличие семьи и брака, психологические стратегии поведения по отношению к детям, причины конфликтов и способы их разрешения, правила поведения в конфликте.

Студенты должны на основании изученного материала сделать выводы по опорной схеме

Опорная схема 1:

Основные принципы семейных взаимоотношений:

Т Д У П

Т Х Е.Т. К

Контрольные вопросы

-Объясните, чем отличается понятие семьи от брака?

Какие виды семей, наиболее, распространены в России передачи информации вы знаете?

–Какие психосоциальные роли могут выполнять члены семьи?

–КАКИЕ ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НАИБОЛЕЕ ТРАДИЦИОННЫ?

Какие стратегии поведения в конфликте наиболее часто применяются на практике и наиболее эффективны ?

Методическое указание

по проведению практического занятия № 6

по дисциплине «Социальная психология»

Подготовил преподаватель: О.Н.Вендина

Тема: «Социальная психология конфликта »

Цель: Сформировать представление об общении в социальной психологии, ее функциях и видах, владеть культурой профессионального общения.

Оборудование:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. -М., 2000. – 264с.

2.Шпарь В.Б. Рабочая книга практического психолога.- М.2005.-672с.

Раздаточный материал: карточки тестовые методики.

В результате выполнения задания студент должен:

Иметь представление:

О конфликте как феномене социальной и духовной жизни человека.

Об основных элементах структуры конфликта: стороны (участники, субъекты) конфликта; предмет конфликта; условия протекания; образы конфликтной ситуации; мотивы участников, их действия; исход конфликтной ситуации. .

О типологии конфликтов. Социально-психологической характеристике основных видов конфликта внутриличностного, межличностного, между личностью и группой, межгруппового. Функции и динамика конфликта.

О причинах конфликтов в организациях: неправильное распределение ресурсов; взаимозависимость работников разной квалификации; различия в целях и ценностях; неудовлетворительные коммуникации; психологическая несовместимость работников и т. д.

Социально-психологический портрет конфликтной личности.

Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов.

Стратегии конфликтного взаимодействия: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество.

Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации.

Знать:

студент должен знать сущностные свойства конфликта, его социально-психологическую структуру; функции « динамику; причины конфликтов в организациях;

социально-психологическую характеристику основных типов конфликта;

стратегии поведения в конфликтной ситуации; пути урегулирования конфликтов.

Уметь:

студент должен уметь анализировать структуру конфликта, выявлять его причины,

выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации,

диагностировать «конфликтную личность»,

оказывать позитивное воздействие на разрешение конфликта

Задания

Задача № 1

1.Чтобы определить ваш уровень конфликтности проведите тест .(раздаточный материал тест №1 «Особенности поведения в конфликте») Тестирование.

Задача № 2

Укажите вид конфликта, (уровень конфликта), по классификации С.Р. Филоновича, соответствующий указанным причинам, заполните таблицу:

Причины, вызывающие конфликт

Вид конфликта

Уровень конфликта

Неэффективные коммуникации (коммуникативные барьеры, искажающие информацию)

Психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной цели

Недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами

Конфликт между линейным и штабным персоналом

Неясность относительно властных полномочий, которыми человек располагает

Потенциальные конфликты между семьями

Отличие в темпераменте, типе личности, системе ценностей

Недостаточно четкое распределение властных полномочий между сотрудниками

Задача № 3

1.Изучите методы снятия напряжения и избавления от гнева, предложенные Дж. Г. Скоттом

(Раздаточный материал-задание-3)

Задача № 4

Изучите правила Дейла Карнеги «Как исправить человека, не оскорбляя его и не нанося ему обиды» (Раздаточный материал-задание 4)

Задача № 5

Укажите тактики (стили) поведения (Приспособление, сотрудничество, компромисс, избежание, конфронтация ) в зависимости от стратегий поведения в конфликте по классификации К. Томаса и Р. Киллмена:

Низкая Склонность Высокая

К «Партнерству

Указания по выполнению задания

Студенты, используя раздаточный материал, должны определить особенности своего поведения по тестовой методике.

Студенты должны заполнить таблицу указав вид и уровень конфликта, зная его причину.

Студенты, должны (по раздаточному материалу) изучить способы избавления от гнева

Студенты должны изучить правила Дейла Карнеги «Как исправить человека, не оскорбляя его и не нанося ему обиды»

Студенты должны указать тактики (стили) поведения в зависимости от стратегий поведения в конфликте по классификации

Контрольные вопросы

-Что такое конфликт, какова его структура, виды?

-В чем значение «коммуникативной стороны»?-Какие формы передачи информации вы знаете?

–Какие стратегии поведения в конфликтной ситуации на ваш взгляд наиболее приемлемы?

–Какие причины конфликтов в организациях вы можете назвать?

-Что мы имеем ввиду, когда говорим о конфликтной личности?