Профориентационная работа с учащимися Методика Словарь

Выступление на РМО классных руководителей

Профориентационная работа с учащимися.

Методика «Словарь».

(предложена М.Е. Цыганов, канд. полит. наук, Университет им. Масарика, г Брно, Чехия и В.Р. Шмидт, канд. псих. наук, институт коррекционной педагогики РАО)

Назначение методики.

Предлагаемая методика построена на изучении сформировавшихся у человека представлений о мире труда – его картины мира труда (далее КМТ). Эта картина отражает и опыт человека, и его отношение к разным проблемам, связанным с трудом и широтой его знаний о мире труда. Она может быть искажённой, обыденной, противоречивой, но такая картина есть у каждого, кто принимает решение, кем стать.

Направленность методики.

КТМ человека – значимый фактор для проведения профориентационной работы. Внутреннее представление о мире профессий начинает формироваться до того, как складывается опыт профессиональной деятельности. Постепенно в сознании человека формируется «Образ мира профессии», который включает в себя не только собственно характеристики профессий, но и некие взаимосвязи и различия между разными специальностями, отражающие субъективный опыт и личный опыт человека.

Внутренняя или личная КТМ включает такие критерии, как родное и чуждое, интересное и скучное, перспективное и тупиковое, общественно-полезное и неоднозначное и т.д. В разные периоды самоопределения человека его КТМ может различаться по размерам, степени структурации и противоречивости. Однако в любой момент выявление представлений человека о мире профессий становится важным условием активизации проведения профориентационной работы. Следует помнить, что КМТ не может быть правильной или не правильной — она продукт в том числе и нашего влияния на взрослеющего человека. Поэтому данная методика работы с подростками может стать как бы введением в цикл профориентационных занятий.

Методика «Словарь» направлена на выявление того круга профессий и видов занятости, который для испытуемого составляют его «мир труда». Она подходит для подготовки подростков к профориентационным беседам и занятиям и позволяет оценить степень структурированности мира труда. На основе анализа её результатов можно спланировать последующие занятия так, что бы проводимая работа была направлена на устранение пробелов компетенциях подростков.

Задания для проведения исследования.

Методика реализуется в процессе консультативной беседы. Если в группе свыше 15 человек, то следует использовать больше «заготовок» и ограничивать время для высказывания подростков. Развёрнутая дискуссия возможна лишь при небольшом количестве участников.

Испытуемому предлагается в течение 3 минут записать в столбик как можно больше названий профессий. Это и будет его «словарь». Затем испытуемый при участии педагога пробует проанализировать свой список по различным позициям.

Оценка и обсуждение результатов.

Участникам предлагается посчитать, сколько разных профессий включено в список. Если учащийся несколько раз назвал одну и ту же профессию, то это часто указывает на то, что она важна для него. В списке должно оказаться от26 до 35 названий профессий (без повторов). Если их меньше 15, то это свидетельствует о недостаточной осведомлённости о профессиях, что, возможно, и ограничивает выбор подростка. Если в списке более 30 профессий, то подросток скорее всего, неплохо ориентируется в мире профессий.

Деление профессий по субъективным характеристикам.

В качестве первого упражнения лучше предложить подросткам разделить профессии по субъективным характеристикам:

1) социальный статус профессии (престижная и не престижная),

2) интерес в осуществлении действий (представляющие интерес и скучные),

3) социальная значимость профессии (её важность, необходимость),

4) доходность, обеспечение материального благополучия (много или мало платят денег),

5) безопасность (связана или не связана с риском) и т.д.

Напишите эти основания в виде пар противоположных понятий на доске. Важно, что бы подростки распределяли профессии быстро, надолго не задумываясь.

Затем предложите подросткам проанализировать получившийся профиль. Во-первых, определить в какой группе оказалось больше всего профессий из списка. Следовательно, основание для её выбора наиболее значимы для человека. Также попросите учеников и то основание, по которому им удалось распределить меньше половины профессий из своего списка. Так определяются менее значимые для подростка критерии. Важно осознание им того, что выбор профессии – это и выбор образа жизни, т.е. необходимо как можно раньше понять, какой образ жизни важен для человека и что эти представления могут со временем изменяться.

При обсуждении списков педагогу важно поддержать идею о том, что одна и та же профессия может оцениваться разными людьми по-разному. Необходимо предоставить возможность высказаться всем желающим, но при этом подчеркнуть, что каждый человек имеет право по-своему судить о профессии на основании предлагаемых критериев.

Завершив обсуждение содержания списка, следует перейти к следующему этапу анализа КМТ – её структурированности.

Структурированность образа мира труда.

Спросите подростка: «Как связаны между собой профессии, которые идут в вашем списке одна за другой? Можете ли вы выделить группы профессий, которые были бы чем-то связаны». Помогите им найти основания для установления взаимосвязей между профессиями, используя вышеназванные критерии.

Важно выяснить, какие «смысловые гнёзда» и связи выявляют подростки в своём списке. Попросите их определить:

- связи между профессиями, которые расположены друг за другом в списке, выделить пары профессий (пример «Провизор, фармацевт» – работают в одном месте; «повар, почтальон» – обслуживание людей),

- отдельные группы профессий (выделяют более 2 профессий в списке, записанных последовательно, пример – «врач, медсестра, психиатр»- работают в больнице).

После этого попросите их записать, сколько групп они выделили, а в списке – объединить каждую группу и пару профессий фигурной скобкой. После того, как выявлены все логические связи и «смысловые гнёзда», следует проанализировать, на сколько разнообразно основания между профессиями.

Это упражнение в первую очередь необходимо для самих подростков. Поэтому педагогу важно поддержать их необычные и личностные выказывания об общности профессий.

Типы картин мира труда.

По соотношению структуры и осведомлённости можно выделить следующие четыре типа картины мира труда:

«Готовность к выбору профессии». Хорошая осведомленность о мире труда, высокий уровень структуризации, используются вариативные критерии соотнесения профессий между собой.

«Прыжок из колеи». Недостаточная осведомленностью Высокая структуризация, используется ограниченный набор критериев сравнения и оценки; подросток знает мало профессий, которые связаны между собой, и не рассматривает иные перспективы для выбора своей будущей деятельности.

«Простор для обдумывания». Высокая осведомленность и пробелы в знаниях о возможности соотнесения профессий между собой (мало «смысловых групп» и выделенных пар профессий). Знание о многих профессиях пока не позволяет сформировать основы для понимания своих предпочтений.

«Дефицит в понимании мира труда». Недостаточная осведомлённость и низкий уровень структуризации. При такой КМТ затруднён выбор профессии.

Первый тип – отражает сочетание необходимых, но пока недостаточных условий для выбора профессий. Такая КМТ характерна для тех подростков, которые включили в список более 20 профессий, использовали разные типы связей между профессиями и сгруппировали написанные профессии в пары и «смысловые гнёзда», что свидетельствует о достаточно высоком уровне не только знаний о мире труда, но и личностной проработке этой информации.

Второй тип характерен для многих подростков, которые сосредоточились не только на определённые группы профессий, но и на ограниченном наборе критериев для их сравнения и оценки. Тем, кто «попадает» во вторую группу, «грозит» не только выбор профессии без понимания всех её особенностей, но и ограничение себя в выборе профессии (поскольку не знает о других, возможно, более подходящих ему, профессия). Подростку необходимо подумать над тем, что мешает ему смотреть на мир труда шире, и — «выпрыгнуть из сложившейся колеи».

Третий тип КМТ наиболее распространённый. Подросток знает о многих профессиях, но мало интересуется и анализирует их общие особенности. Знания не становятся чем-то пригодным к употреблению, потому что не происходит их осмысления и отсутствует личная заинтересованность в этом. Таким подросткам можно рекомендовать приобретать опыт на основе исполнения каких-то видов деятельности, «проигрывания» профессий, просто «фантазийной примерки профессии на себя». Поэтому тип и называется «Простор для обдумывания».

Четвертый тип – самый проблемный. Подросток знает мало и эти знания разрозненны, возможно, потому что подростку пока неинтересна тема выбора профессии или по каким-то причинам ему катастрофически не хватает такой информации. Подведите подростка к мысли, что осознанность выбора помогает не только отказаться от неподходящей профессии, но и осознанно принять трудности и «теневые стороны», которые есть в каждой сфере труда.

Выступление на РМО классных руководителей

09 февраля 2011 года

Доклад

на тему: «Профориентационная работа с учащимися. Методика «Словарь».

Из опыта работы заместителя директора

по воспитательной работе МОУ «СОШ №9»

Москотельниковой Н.В.

г. Воскресенск